Разместить новость
Подписаться на новости

30.12.2015

Кисловодский музей истории космонавтики о жизни и деятельности Сергея Королева

Музей истории космонавтики имени Ф.А. Цандера отмечает 50-летнюю годовщину со дня кончины выдающегося советского конструктора Сергея Павловича Королева.

 

Основные даты жизни и деятельности С.П. Королёва к 50-летию со дня кончины

12 января 1907 года и 14 января 1966 года - две вехи, отмерившие земной путь Сергея Павловича Королева - выдающегося Главного конструктора, которому наша страна обязана и своим ракетно-ядерным щитом, и приоритетом в освоении космоса. Его имя навечно вписано в историю человечества как создателя ракеты, обеспечившей успешные запуски первых в мире искусственных спутников Земли и первых полетов человека в космическом пространстве.
1907. С.П. Королев родился 12 января на Украине, в Житомире, в семье учителя. Предки: по линии отца - в Польше, по линии матери – в греческой колонии, основанной в Нежине, в 1675 году при Богдане Хмельницком.
1910 – 1914. Живет в Нежине у дедушки и бабушки, родителей мамы, т.к. его родители оказались в фактическом разводе.
1914 – 1917. Живет в Киеве с мамой, Марией Николаевной, которая работает и учится на высших женских курсах. В 1916 году мама обвенчалась с Григорием Михайловичем Баланиным и прожила с ним 47 счастливых лет. Отношения у Сережи с мамой и отчимом всегда были дружескими.
1917 – 1924. Одесса. В 15 лет Сережа поступил в профессиональную строительную школу. Стал летать на гидросамолетах, помогал летчикам и техникам - увлекся авиацией.
1924 – 1926. Учится в Киевском политехническом институте.
1926 – 1929. Перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ).
В Москве, в двухкомнатной квартире жил с родителями (в течении 10 лет).
В 1927 году поступил также на авиационный завод. Там сразу записался в вечернюю планерную школу (совершил 24 полета), спроектировал и изготовил планер «Коктебель». Под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева, С.П. Королев выполнил, а 28 декабря 1929 г. защитил дипломный проект и получил звание инженера-аэромеханика.
1930. В ноябре на планерных соревнованиях в Феодосии простудился и заболел воспалением среднего уха. Его увезли в Москву, где сделали сложнейшую операцию.
1931. В марте С.П. Королев приехал на долечивание в Кисловодск, который полюбил на всю жизнь - потом, будучи Главным конструктором космических ракет, пять раз (с 1948 по 1961 годы) приезжал сюда с женой в отпуск на отдых, в санатории «Красные Камни» и «Имени Г.К. Орджоникидзе».
С целью изучения и широкой пропаганды реактивной тематики, осенью принял участие в создании на общественных началах Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с Фридрихом Цандером, а став ее руководителем (1 мая), Сергей Королев добился финансирования (с августа) Управлением военных изобретений.
1933. К этому времени в Ленинграде, в Адмиралтействе и Петропавловской крепости, уже функционировала научно-исследовательская Газодинамическая Лаборатория - ГДЛ, в которой работал будущий создатель крупных реактивных двигателей Валентин Глушко. 31 октября ГИРД и ГДЛ были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ).
1934. 20 декабря выходит из печати книга С.П. Королева «Ракетный полет в стратосфере», в которой обобщен опыт первых работ по ракетной технике в СССР и намечена программа их развития для целей науки и обороны.
1936 . РНИИ переименован в НИИ-3 Оборонной промышленности, где в начале войны были созданы реактивные «Катюши».
1937. Тухачевский и Туполев арестованы, а Королев освобожден от работы.
1938. 27 июня Королев арестован «…по делу антисоветской вредительской организации в НИИ-3». Через сутки он вынужден был подписать «признательные показания», когда пригрозили арестом жены и изъятием дочери - надеялся заявить об этом на суде. 27 сентября приговорен к 10 годам с конфискацией имущества.
1939. С 30 июля находился в золотодобывающем лагере на Колыме. Условия очень тяжелые: цинга, командуют уголовники. За Королева хлопочут авиаконструктор Туполев и герои-летчики Громов и Гризодубова. В ноябре пришел вызов в Москву.
8 декабря в бухте Нагаево на уходящий корабль «Индигирка» не попал: не хватило места. Корабль затонул 12 декабря во время шторма в проливе Лаперуза. Заключенным в покинутом корабле охрана не открыла трюмы – 741 человек погиб. Королев выехал 23 декабря на пароходе «Феликс Дзержинский».
1940 – 1944. С 28 февраля Королев находился в Бутырской тюрьме. 13 сентября как авиационный инженер переведен в Особое техническое бюро при НКВД СССР
(в «шарашку» к Туполеву) для конструирования пикирующего бомбардировщика Ту-2, а 29 января 1941 – в Омск для его производства. На 15 декабря всем готовилось обещанное освобождение, в связи с успешным выполнением особого задания. Королев по просьбе Глушко от освобождения отказался и был переведен в его Казанское КБ («шарашку») на работу по ракетной тематике – создание реактивного ускорителя для самолета Пе-2. Королев сам участвовал в испытательных полетах и едва не погиб при аварии. После 110 успешных полетов самолет был сдан в эксплуатацию, и 27 июля 1944 года С.П. Королев был освобожден.
1945. 7 сентября он командирован в Германию для изучения трофейной немецкой ракетной техники.
1946. 13 мая вышло постановление Совета Министров о создании баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а 9 августа - о назначении С.П. Королева Главным конструктором.
1947. 18 октября он осуществляет техническое руководство первым летным испытанием трофейной ракеты А-4 (ФАУ- 2) на полигоне Капустин Яр.
1948. 10 октября осуществлен успешный пуск ракеты Р-1, первой разработки КБ Главного конструктора С.П. Королева.
1950. 23 ноября ракета Р-1 принята на вооружение Советской Армии.
1955. Произведён первый пуск ракеты Р-11 ФМ с подводной лодки.
1956. 2 февраля осуществлено первое в мире испытание БРДД с ядерным зарядом с подрывом его у цели - 21 июня ракета Р-5М принята на вооружение. 20 апреля
С.П. Королеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1957. 18 апреля вынесено определение о полной реабилитации С.П. Королева - за отсутствием состава преступления.
21 августа межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 запущена на расчетную дальность. 4 октября, посредством ракеты-носителя Р-7, осуществлен успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли и 3 ноября осуществлен запуск второго спутника, с собакой Лайкой.
18 декабря С.П. Королеву присуждена Ленинская премия.
1958. 20 июня он избран действительным членом Академии Наук СССР.
1959. 4 октября автоматическая межпланетная станция «Луна-3» впервые в мире сфотографировала обратную сторону Луны.
1961. 12 апреля – осуществлен полет первого в мире пилотируемого космического корабля-спутника «Восток», с космонавтом Ю.А. Гагариным. 30 апреля Королев награжден второй Золотой звездой Героя. 6-7 августа осуществлен полет второго в мире пилотируемого космического корабля-спутника, с космонавтом Г.С. Титовым.
1965. 18-19 марта – в ходе последнего пилотируемого полета при жизни С.П. Королева - впервые в мире осуществлен выход космонавта А.А. Леонова в открытый космос.
1966. 1 января опубликована последняя статья С.П. Королева в газете «Правда» - «Шаги в будущее».
1966. 14 января С.П. Королев скончался в Кремлевской больнице после хирургической операции.
1970. 1 августа состоялось открытие Мемориального дома-музея С.П. Королева на его родине, в Житомире.
1975. 1 августа - открытие Мемориального дома-музея СП. Королева в Москве.
1994. Предприятие, созданное и в течение 20 лет руководимое С.П. Королевым, 29 апреля получило название «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева».
1996. 8 июля город Калининград Московской области переименован в город Королев.
 


Ветеран ракетной техники, лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук, Никулин Г.Н.
Младший научный сотрудник Музея истории космонавтики им. Ф.А. Цандера при Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость», Кречин О.И.
 



Все новости Кисловодска
Для лиц старше 18 лет